Грузоподъемное оборудование / Статьи / Выбраковка стропов – нормы и признаки
Исправность стропов, используемых при работах с грузоподъемным оборудованием, следует контролировать регулярно. Это позволит вовремя определить уровень износа, не использовать те приспособления, которые не соответствуют стандарту, предотвратив аварийные или опасные ситуации при выполнении такелажных работ.
Согласно нормативам, указанным в актах по пожарной безопасности и охране труда, стропальщики обязаны ежедневно проводить трехступенчатый осмотр приспособлений, а без него к работе приступать запрещено. Назначенные ответственными за такелажные работы сотрудники проводят еще более тщательный осмотр каждые 10 дней и выполняют отбраковку. Те стропы, которые используются редко, могут проверяться нерегулярно, а только непосредственно перед началом погрузочных мероприятий.
При осмотре стропов проводится оценка состояния каждого отдельного элемента приспособления. Все данные заносятся в специальный журнал:
Все записи закрепляются подписью указанного в журнале ответственного лица.
В некоторых случаях могут быть указаны данные об устранении дефектов. Но обычно такая информация не заносится в журнал, так как стропы при неисправности не ремонтируются и не восстанавливаются.
Выбраковка строп – ответственное мероприятие, к которому следует относиться внимательно. Использование неисправный приспособлений, допуск к работе строп с дефектами могут стать причиной различных аварийных ситуаций с оборудованием или персоналом.
Для каждой разновидности стропов существуют свои нормы отбраковки.
При браковке канатных стропов руководствуются регламентом ГОСТ стандартов. При этом проводится совмещенный внутренний, наружный и инструментальный осмотр, включающий такие мероприятия:
К браку обязательно относят стропы в таких случаях:
При отбраковке руководствуются нормами ГОСТ, ТУ, требованиями пожарной безопасности.
Процесс осмотра включает контроль и проверку таких данных:
К работе не допускаются цепные стропы с такими дефектами:
При проверке текстильных элементов значения из паспорта соотносятся с фактическим исполнением. Проверяется состояние швов, соединительных частей, контролируется состояние петель. С помощью инструментального осмотра проверяется наличие деформаций и конструктивных нарушений, сравнивается актуальные и изначальные размеры строп.
Браковка осуществляется в соответствии с РД 24-СЗК-01-01:
Если при контроле обнаруживается разрыв защитного чехла, изделие изымается из работы. Это происходит также при наличии на чехле сквозных отверстий, обрыва шести и более проволок, в узловой сшивке имеются разрывы ниток.
Выбраковке также могут подлежать петли, скобы и подвески строп при наличии:
Погрузочно-разгрузочные работы могут проводится только после трехступенчатого осмотра стропов, причем для каждой разновидности приспособлений должны применяться свои нормы выбраковки. Только так можно гарантировать безопасность проведения такелажных работ и предотвратить возникновение аварийных ситуаций.